Интервью бюллетеню "Новый фильм"(Алма-Ата) - Виктор, с чего началось ваше увлечение музыкой? -
Конечно, с гитары. Я не избег общей участи мальчишек моего возраста,
охваченных желанием овладеть столь престижным в те годы инструментом.
Мне было четырнадцать лет, и занимался я тогда в художественном
училище, но постепенно, как ни странно, бесперспективное занятие
рок-музыкой взяло верх. Я бросил свои живописные начинания и стал
писать песни. Мечтал собрать музыкантов и создать группу. В 1982 году
руководитель Аквариума Борис Гребенщиков послушал мои песни, они ему
понравились, и он помог записать первый магнитофонный альбом, который
очень быстро из рук в руки разошелся по всей стране.
- Стала ли ваша группа теперь профессиональной? -
Пока нет. Но в скором времени, возможно, произойдут изменения. Сейчас,
когда многие коллективы переходят на новую систему хозяйствования, мы
могли бы ездить с концертами по стране, иметь, допустим, свой счет в
банке. Хотя теперь практически мы можем играть почти все, что хотим, а
музыка для нас всегда была основным делом. Правда, оно не давало
средств к материальному существованию, поэтому все мы еще где-нибудь
работали, я, например, в кочегарке. Занятие это довольно
распространенное среди самодеятельных музыкантов, дающее немного денег,
но много свободного времени.
- Всякое творчество, и ваше в том числе, - способ выражения мироощущения, миропонимания... -
У меня есть свои жизненные принципы, основываясь на которых я пишу об
окружающей меня жизни, о волнующих проблемах. Важно лишь быть не тем
или другим, а только самим собой. Пусть для кого-то странным, смешным,
неприемлемым, а для кого-то замечательным, но только собою. А
рок-музыка для меня так же, как и для огромной массы молодежи,
совершенно естественная и органичная форма самовыражения. В ней нет
ничего конъюнктурного, заказного. Только ты, твоя совесть - твой
главный критик и цензор. И эту позицию не надо афишировать на каждом
углу. Ее нужно просто реализовать, воплотить в песне. Как показало
время, появилось не случайное поветрие моды, а социальное явление -
современная музыка. Причем, как мне кажется, с довольно-таки размытыми
жанровыми границами. Я, например, часто выступаю и как
автор-исполнитель. Вообще для меня есть просто песня. Можно ее петь
одному под гитару, можно - группой, можно - в сопровождении оркестра из
трехсот человек. Это неважно...
- Как вы пишете свои песни? -
Беру гитару, начинаю играть. Складывается стихотворный размер, потом
строчки начинают обрастать музыкальными фразами. И наоборот...
- Почему до сих пор есть противники рок-музыки? -
Новое всегда находится в конфликте со старым. Это естественно.
Ироничный, иногда агрессивный, искренний и свободный самодеятельный рок
никогда не был фальшивым. Противопоставление его духовной глухоте,
бездарности, скуке, благополучному мироощущению обывателей и послужило,
вероятно, причиной неприязни многих к року. Самодеятельные группы не
имели возможности приобрести дорогостоящую технику, инструменты,
записываться в специальных студиях, но пели то, что думали, честно и
бескомпромиссно. Конечно, можно ругать ребят за серьги в ушах,
заклепки, цепи, причудливые прически. Но если разобраться, эти внешние
проявления вызваны протестом против традиционных мышления, образа
жизни, культуры. Насколько я знаю свою аудиторию, там плохих людей не
больше, чем в любой другой. А молодые музыканты вовсе не разрушители
или хулиганы от искусства, а скорее его хранители. Ведь в сложное
время, во многом лживое и циничное, именно они сумели сберечь в своем
искусстве радость живой жизни, индивидуальность, неприятие конформизма,
протест против псевдоценностей.
- А как вы пришли в кино? -
Пригласили. Сначала в Киев на музыкальный фильм "Конец каникул". В нем
участвовала вся наша группа. Сыграл там главную роль и написал пять
песен, затем появился Рашид, и была работа о ленинградском роке - фильм
"Йя-хха!". Снялся также у Соловьева в "Ассе" и в фильме Алексея Учителя
"Семь нот для размышлений", тоже о рок-музыке.
- Рашид, почему вы остановили свой выбор именно на Викторе? (Это уже вопрос режиссеру Нугманову) -
Собственно, выбора и не было. Как только прочитал сценарий, понял, что
это должен играть только Виктор. И не потому, что он единственный
выразитель самочувствия современной молодежи или хотел воспользоваться
модным имиджем популярного рок-музыканта, чтобы обеспечить успех
фильму. Он нужен мне прежде всего как личность, талантливый человек.
Нас связывают давняя дружба и взаимопонимание, поэтому творческих
разногласий в процессе работы не возникает. Мы много беседуем,
обсуждаем и в результате, как правило, приходим к единому решению.
Система работы, которую мы предпочитаем, предполагает большую долю
импровизации, и благодаря Виктору часто находится неожиданный подтекст,
нюанс, иное решение сцены. Этим фильмом мы не иллюстрируем свое
мировоззрение, свои идеи, а хотим попытаться вместе со зрителями понять
этот мир.
- Виктор, поете ли вы в этом фильме? - В кадре -
нет. Но, видимо, напишу несколько песен для фильма. Я достаточно давно
играю и пою и примерно знаю реакцию зала на ту или иную песню, а вот
попробовать себя в совершенно другом качестве и попытаться добиться
желаемого весьма заманчиво. В последние годы получается так, что я
постоянно занят в съемках: заканчивается одна картина и тут же
начинается другая.
- Не будет ли кино доминировать в вашем творчестве? -
Не думаю. Потому что противник перевоплощения. Главное, оставаться
самим собой, а это невозможно для профессионального актера. Хотя трудно
загадывать наперед. Мне кажется, кино и музыка, дополняя друг друга,
могут сосуществовать в моей жизни. Март 1988 г